Продолжение статьи про моббинг

ОСТОРОЖНО, МОББИНГ! (окончание статьи)

Вид пропасти должен рождать мысли не о бездне, а о мосте.

М. Веллер

Если вы чувствуете, что оказались в эпицентре внутрикорпоративной борьбы, а именно: ценность ваших действий и предложений девальвируется; вас пы­таются изолировать, лишить твердой почвы под ногами; недоброжелатель на­страивает против вас коллектив, а, быть может, и руководителя, – не ждите, что ситуация нормализуется сама собой. К несчастью, предоставленные самим себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.

Поэтому, если вы дорожите своим рабочим местом или должностью и не со­бираетесь при первых же симптомах моббинга капитулировать, возьмите следу­ющую информацию на вооружение и помните: даже в самой безнадежной ситу­ации – там, где закон бессилен, – на помощь приходят методы психологической защиты.

 

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

Довольно часто в качестве обидчика выступает потенциально конфликтная личность, чьи агрессивность и раздражитель­ность могут быть обусловлены как индивидуально-психологическими особеннос­тями, так и возрастными изменениями.

Моббинг, как отмечают некоторые специ­алисты, может представлять собой не что иное, как переориентированную агрессию.

Наверняка, многие из нас помнят замечательную по своей вырази­тельности работу датского карикату­риста Херлуфа Бидструпа, где на­чальник устраивает разнос пожилой сотруднице. Та, в свою очередь, сры­вает злость на молоденькой секре­тарше, секретарша отыгрывается на клерке, а он пинает ногой ни в чем не повинного пса, который кусает начальника, и … цикл возобновляется.

В данном случае в «группу риска» ав­томатически попадают лица, представля­ющие собой идеальную мишень для «агрес­сора»: недостаточно уверенные в себе, ранимые, тревожные, не способные дать достойный отпор нападкам со сторо­ны своего агрессивного коллеги. Одним словом, наиболее уязвимые на фоне ос­тальных сотрудников.

Вынужденное сосуществование в од­ном коллективе с «агрессором» становит­ся для таких людей тяжким испытанием. Со временем возникает своеобразный замкнутый круг: чем выше степень их уяз­вимости, тем большую порцию агрессии они рискуют в очередной раз получить.

Отсюда правило № 1. Сразу же отка­житесь от навязываемой вам роли жертвы.

Данное заявление означает, что, выби­рая ту или иную роль, вы тем самым программируете себя на соответствующие переживания и ход событий.

Если вы изначально ведете себя как жертва («Ах, меня притесняют!»), то вам гарантирован следующий «букет» мало­приятных переживаний: обида, подавлен­ность, чувство безысходности, – а вслед за этим, как правило, апатия, депрессия, нервный срыв.

Довольно часто внутренняя зацикленность на роли «обиженных и оскорблен­ных» приводит к такому побочному эф­фекту, как всевозможные соматические расстройства: бессонница, потеря аппети­та, сердечные боли.

Если же вы берете на себя роль хозяи­на положения («Я несу полную ответствен­ность за все, что со мной происходит»), то навредить вам не так-то просто.

Личность, уверенная в себе и своих си­лах, сознательно отсеивающая сквозь невидимый фильтр негативные переживания, которые ей пытаются навязать извне, способна дать отпор самому искушенному мобберу. И тот, чьей целью является достижение разрядки эмоционального напря­жения путем нападения на чужую психи­ку, не получая желаемого результата, рано или поздно свои нападки прекращает.

Если порочный круг все же сформиро­вался, разорвать его можно с помощью применения техник «психологического айкидо».

Не мешайте противнику выигрывать, лучше помогите проиграть

Когда на нас кричат, оскорбляют, при­нижают, то нам автоматически хочется ответить тем же. Однако, с точки зрения при­верженцев «психологического айкидо», такое поведение нецелесообразно, по­скольку втягивает нас в поле противника, заставляя играть по его правилам.

Техника борьбы под названием «айки­до» предлагает иной подход: не оказывать сопротивление противнику, а амортизиро­вать его силу и гасить ее, в том числе ме­няя собственное восприятие ситуации.

Основные приемы «психологического айкидо» таковы:

— не отвечать агрессией на агрессию;

— всегда сохранять присутствие духа;

— нивелировать воздействие дистресса на организм.

Причем, что касается последнего пун­кта, в вашем распоряжении самый широ­кий спектр простых и доступных методов, начиная с контрастного душа и заканчи­вая техниками визуализации.

Например, в моменты вынужденного общения с «агрессором» рекомендуется создавать вокруг себя мысленную энерге­тическую преграду, которая будет препятствовать влиянию на вас негативных эмо­ций вашего преследователя.

При первых же сигналах опасности вы воздвигаете воображаемый прозрачный купол, защищающий вас от ярости, неспра­ведливой критики и оскорблений вашей личности – вся отрицательная энергия, направленная в вашу сторону, тормозит­ся невидимым куполом и стекает с него, как вода.

Юмор – это страшная сила!

Известное изречение Вольтера: «Я все­гда обращался к Богу с одной молитвой: «Боже, сделай моих врагов смешными», – и Бог всегда шел мне навстречу» – подсказывает нам, насколько эффективным оружием может быть юмор.

Техника проста: для того чтобы мини­мизировать влияние, которое старается оказать на нас «агрессор», следует попы­таться представить его в смешном виде. К примеру:

— сидяшим на горшке;

— одетым в шутовской колпак с колоколь­чиками;

— превращающимся в гневного карлика;

— хлопающим непомерно большими ушами.

Используя в процессе визуализации нелепые детали, смешные образы, мы тем самым снижаем остроту восприятия и сте­пень значимости конфликта.

Любители креатива могут пойти еще дальше: изобразить карикатуру на своего притеснителя и повесить ее над своим ра­бочим столом. Проверено, помогает.

Притесняю, следовательно, существую?

Стоит выразить сочувствие тем, в чьем коллективе обосновалась личность, для которой моббинг – это своеобразный спо­соб самоутверждения.

На самом деле, каждый из нас нужда­ется в доказательствах значимости свое­го существования, и один из наиболее эффективных способов это доказатель­ство получить –убедиться в своей спо­собности влиять на других. Проблема в том, что далеко не все делают выбор в пользу цивилизованных форм влияния. Кому-то доставляет удовольствие подни­мать настроение своему коллеге, а для кого-то нет ничего приятнее, чем поболь­ней его «кольнуть»:

— «Сразу видно, что ты из провинции».

— «Если мне не изменяет память, у вас нет базового образования по специальности?»

— «Это ведь не первая твоя ошибка, верно?…»

Не каждый сумеет проигнорировать отравленные ядом сарказма, иронии фра­зы, ставящие под сомнение ваши интеллек­туальные возможности или профессио­нальную компетентность. Человеку свой­ственно оберегать свое честное имя от посягательств и агрессивно реагировать на тех, кто пытается бросить на него тень.

Однако имейте в виду, что такой «укол» в большинстве случаев – это лишь провокация. Вначале вас выведут из себя, а затем публично повесят ярлык «невыно­симого человека», «психа».

Поэтому правило № 2 гласит: сохра­няйте душевное равновесие.

Знающий свое дело моббер, скорее всего, будет сознательно стремиться ввер­гнуть вас в состояние бифуркации.

Понятие «точка бифуркации» возник­ло в теории катастроф. Согласно данной теории, существует так называемая «точ­ка неустойчивого равновесия», из кото­рой есть два пути: один путь приводит к благополучному исходу, другой – к ката­строфе.

Человек, находясь в точке бифуркации, чрезвычайно чув­ствителен к неблагоприятным внешним воздействиям, в резуль­тате чего появляется большой процент вероятности соверше­ния им ошибочных действий.

Вот несколько наиболее распространенных вариантов ис­пользования приема «бифуркации»:

— искусственное создание спешки при принятии решений;

— предоставление важной информации в самый последний момент;

— поручение заведомо невыполнимого задания;

— распространение слухов, порочащих моральный облик;

— дискредитация деловой репутации;

— ирония, сарказм, подшучивание;

— публичное выражение недоверия;

— формирование информационного и социального вакуума;

— игнорирование инициативы, идей и предложений.

Одна из наиболее эффективных стратегий поведения в данной ситуации основывается на использовании техник «пси­хологического самбо» (Е. Сидоренко, 2002).

Цель применения техник «психологического самбо» – эмо­циональная нейтрализация ситуации, предотвращение наруше­ния собственной целостности, восстановление душевного рав­новесия, которое так стремится нарушить «агрессор».

Е. Сидоренко предлагает перед ответом «агрессору», во-пер­вых, выдерживать паузу; во-вторых, правильно подбирать инто­нацию (спокойную, задумчивую или даже веселую); в-третьих, использовать четкие речевые формулы. Например:

Манипулятор (создавая спешку и нервозность): Надо быст­рее принимать решение!

Адресат (пауза, далее – задумчивая интонация): … Да, вы верно заметили, решение надо принимать быстрее.

Манипулятор (разочарованно): Ну что, значит, тебя назна­чили на должность руководителя учебного центра. А ведь было столько достойных кандидатов… Адресат (пауза, далее – с чувством собственного достоинства): … Да, мне вчера сообщили о назначении.

Манипулятор (с ехидной интонацией): Говорят, шеф не одоб­рил твой проект?

Адресат (пауза, далее – с ироничной улыбкой): … И что из этого следует?

Дискредитирующим действия манипу­лятора становится вопрос о целях, задаваемый адресатом в ответ на прозвучав­шие колкости: «А с какой целью ты мне об этом говоришь?» При этом даже искушен­ные мобберы теряются и не находят нуж­ных слов.

Молчание – не всегда золото

Сложнее дело обстоит в том случае, если вы столкнулись с моббингом, кото­рый протекает в латентной форме.

Мы уже писали о том, что латентный моббинг по вертикали может проявлять­ся в том, что ваш непосредственный на­чальник будет поручать вам самую бес­перспективную и непрестижную работу, игнорировать вашу инициативу, устраи­вать важные совещания в ваше отсут­ствие, умалять результаты вашего труда, всячески препятствовать вашему продвижению. Одним словом, блокировать возможности вашего карьерного роста незаметно для кого угодно, но только не для вас.

В данной ситуации надо действовать в соответствии с правилом № 3. Не молчите.

Молчание играет на руку обидчику, у него возникает ощущение всемогущества и безнаказанности, что еще больше акти­визирует его действия против вас. Поэто­му при первых же симптомах притеснений необходимо ясно дать понять обидчику, что вы не безропотная жертва, вы способны открыто отстаивать свои интересы.

Для начала попробуйте вызвать обид­чика на честный откровенный разговор.

Для того чтобы прибегнуть к такой стратегии, надо обладать немалым муже­ством: большинство из нас знает, как слож­но заставить себя первым подойти к обид­чику и предложить обсудить сложившие­ся отношения.

Естественно, для такого разговора нуж­но выбрать подходящее время и место, чтобы свести к минимуму влияние неблагоп­риятных факторов. Лучше, если он про­изойдет на нейтральной территории, без свидетелей. К разговору надо серьезно под­готовиться, как содержательно, так и в пси­хологическом плане.

Однако, как показывает практика, эф­фективность данной стратегии напрямую зависит от целей, которые ставит перед собой ваш притеснитель.

Если его целью является устранение вас из организации любыми способами, если он не приемлет никаких компромис­сов, то вам остается только один, дей­ствительно, эффективный путь – путь противостояния. Хотя большинство выбирает стратегию приспособления или ухода.

Борьба с противником превосходя­щей вас «весовой категории», только на первый взгляд, сродни самоубийству. Иллюстрацией, проясняющей суть дан­ного утверждения, может послужить из­вестная притча.

«Однажды Учитель нарисовал две линии и обратился к ученику со сле­дующими словами: «Представь себе, что одна из этих линий – это ты, а другая – твой соперник. Что ты сделаешь, чтобы одержать победу?» Ученик, не долго думая, стер линию соперника. Учитель, глядя на это, неодобрительно покачал головой. Тогда ученик, не говоря ни слова, уд­линил свою линию, на что Учитель улыбнулся».

Для того чтобы выдержать противо­стояние с человеком, превосходящим вас по статусу, совсем необязательно при­бегать к тем грязным приемам, которые он против вас использует. Упаси Боже, писать на своего притеснителя жалобы или высказывать их в устной форме. Вполне достаточно поднять свой про­фессиональный уровень до такой план­ки, чтобы доказать своими успехами всем окружающим предвзятость вашего босса по отношению к вам.

Итак, если вашим притеснителем выс­тупает непосредственный руководитель, докажите всем остальным, и ему в том чис­ле, свою полезность для организации, сде­лайте заметными результаты своего труда для значимых лиц компании.

Тем самым вы привлечете на свою сто­рону вышестоящее руководство, а контакт с вышестоящими лицами вполне может выполнить роль страховки на случай усу­губления негативных отношений с непос­редственным руководителем.

Руководителю организации – о главном

Мало, кто понимает, что моббинг – это не проблема отдельно взятого человека. На самом деле, это серьезная проблема организации, ставящая под угрозу возмож­ность ее выживания.

Организация не сможет развиваться, если отдельные ее менеджеры сознатель­но тормозят развитие карьеры своих под­чиненных, создают невыносимые условия для работы, способствуя тем самым отто­ку наиболее талантливых и перспективных сотрудников.

Антон Сергеевич, 42-летний менеджер, общаясь с Кириллом, молодым и перспективным дизайнером, недавно поступившим на работу в возглавляемый им отдел, чувствовал себя уязвленным: такая энергия и творческая жилка были в его новом подчиненном. Поэтому каждый раз, представляя отчет о работе своего отдела во время совещания, Антон Сергеевич «забывал» упомянуть о достижениях своего подопечного. Положительной оценки работы Кирилла так и не получили за все время его пребывания в организации. А это был без малого год. «Грязный» прием сработал – Кирилл уволился, а организация потеряла талантливого дизайнера.

Поэтому руководитель организации – это тот, кто в первую очередь должен быть заинтересован в борьбе с этим явлением. Именно от него зависит, удастся ли при­влечь и удержать в организации лучшие кадры или придется против своей воли «подарить» их конкурентам.

Но это уже разговор на другую тему и тема для другой статьи…

Статья опубликована в журнале “Управление персоналом”.  2005. №11. C.49-52.

Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru


Запись опубликована в рубрике Бизнес и работа, Руководство и Лидерство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.