ОСТОРОЖНО, МОББИНГ! (окончание статьи)
Вид пропасти должен рождать мысли не о бездне, а о мосте.
М. Веллер
Если вы чувствуете, что оказались в эпицентре внутрикорпоративной борьбы, а именно: ценность ваших действий и предложений девальвируется; вас пытаются изолировать, лишить твердой почвы под ногами; недоброжелатель настраивает против вас коллектив, а, быть может, и руководителя, – не ждите, что ситуация нормализуется сама собой. К несчастью, предоставленные самим себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Поэтому, если вы дорожите своим рабочим местом или должностью и не собираетесь при первых же симптомах моббинга капитулировать, возьмите следующую информацию на вооружение и помните: даже в самой безнадежной ситуации – там, где закон бессилен, – на помощь приходят методы психологической защиты.
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Довольно часто в качестве обидчика выступает потенциально конфликтная личность, чьи агрессивность и раздражительность могут быть обусловлены как индивидуально-психологическими особенностями, так и возрастными изменениями.
Моббинг, как отмечают некоторые специалисты, может представлять собой не что иное, как переориентированную агрессию.
Наверняка, многие из нас помнят замечательную по своей выразительности работу датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, где начальник устраивает разнос пожилой сотруднице. Та, в свою очередь, срывает злость на молоденькой секретарше, секретарша отыгрывается на клерке, а он пинает ногой ни в чем не повинного пса, который кусает начальника, и … цикл возобновляется.
В данном случае в «группу риска» автоматически попадают лица, представляющие собой идеальную мишень для «агрессора»: недостаточно уверенные в себе, ранимые, тревожные, не способные дать достойный отпор нападкам со стороны своего агрессивного коллеги. Одним словом, наиболее уязвимые на фоне остальных сотрудников.
Вынужденное сосуществование в одном коллективе с «агрессором» становится для таких людей тяжким испытанием. Со временем возникает своеобразный замкнутый круг: чем выше степень их уязвимости, тем большую порцию агрессии они рискуют в очередной раз получить.
Отсюда правило № 1. Сразу же откажитесь от навязываемой вам роли жертвы.
Данное заявление означает, что, выбирая ту или иную роль, вы тем самым программируете себя на соответствующие переживания и ход событий.
Если вы изначально ведете себя как жертва («Ах, меня притесняют!»), то вам гарантирован следующий «букет» малоприятных переживаний: обида, подавленность, чувство безысходности, – а вслед за этим, как правило, апатия, депрессия, нервный срыв.
Довольно часто внутренняя зацикленность на роли «обиженных и оскорбленных» приводит к такому побочному эффекту, как всевозможные соматические расстройства: бессонница, потеря аппетита, сердечные боли.
Если же вы берете на себя роль хозяина положения («Я несу полную ответственность за все, что со мной происходит»), то навредить вам не так-то просто.
Личность, уверенная в себе и своих силах, сознательно отсеивающая сквозь невидимый фильтр негативные переживания, которые ей пытаются навязать извне, способна дать отпор самому искушенному мобберу. И тот, чьей целью является достижение разрядки эмоционального напряжения путем нападения на чужую психику, не получая желаемого результата, рано или поздно свои нападки прекращает.
Если порочный круг все же сформировался, разорвать его можно с помощью применения техник «психологического айкидо».
Не мешайте противнику выигрывать, лучше помогите проиграть
Когда на нас кричат, оскорбляют, принижают, то нам автоматически хочется ответить тем же. Однако, с точки зрения приверженцев «психологического айкидо», такое поведение нецелесообразно, поскольку втягивает нас в поле противника, заставляя играть по его правилам.
Техника борьбы под названием «айкидо» предлагает иной подход: не оказывать сопротивление противнику, а амортизировать его силу и гасить ее, в том числе меняя собственное восприятие ситуации.
Основные приемы «психологического айкидо» таковы:
— не отвечать агрессией на агрессию;
— всегда сохранять присутствие духа;
— нивелировать воздействие дистресса на организм.
Причем, что касается последнего пункта, в вашем распоряжении самый широкий спектр простых и доступных методов, начиная с контрастного душа и заканчивая техниками визуализации.
Например, в моменты вынужденного общения с «агрессором» рекомендуется создавать вокруг себя мысленную энергетическую преграду, которая будет препятствовать влиянию на вас негативных эмоций вашего преследователя.
При первых же сигналах опасности вы воздвигаете воображаемый прозрачный купол, защищающий вас от ярости, несправедливой критики и оскорблений вашей личности – вся отрицательная энергия, направленная в вашу сторону, тормозится невидимым куполом и стекает с него, как вода.
Юмор – это страшная сила!
Известное изречение Вольтера: «Я всегда обращался к Богу с одной молитвой: «Боже, сделай моих врагов смешными», – и Бог всегда шел мне навстречу» – подсказывает нам, насколько эффективным оружием может быть юмор.
Техника проста: для того чтобы минимизировать влияние, которое старается оказать на нас «агрессор», следует попытаться представить его в смешном виде. К примеру:
— сидяшим на горшке;
— одетым в шутовской колпак с колокольчиками;
— превращающимся в гневного карлика;
— хлопающим непомерно большими ушами.
Используя в процессе визуализации нелепые детали, смешные образы, мы тем самым снижаем остроту восприятия и степень значимости конфликта.
Любители креатива могут пойти еще дальше: изобразить карикатуру на своего притеснителя и повесить ее над своим рабочим столом. Проверено, помогает.
Притесняю, следовательно, существую?
Стоит выразить сочувствие тем, в чьем коллективе обосновалась личность, для которой моббинг – это своеобразный способ самоутверждения.
На самом деле, каждый из нас нуждается в доказательствах значимости своего существования, и один из наиболее эффективных способов это доказательство получить –убедиться в своей способности влиять на других. Проблема в том, что далеко не все делают выбор в пользу цивилизованных форм влияния. Кому-то доставляет удовольствие поднимать настроение своему коллеге, а для кого-то нет ничего приятнее, чем побольней его «кольнуть»:
— «Сразу видно, что ты из провинции».
— «Если мне не изменяет память, у вас нет базового образования по специальности?»
— «Это ведь не первая твоя ошибка, верно?…»
Не каждый сумеет проигнорировать отравленные ядом сарказма, иронии фразы, ставящие под сомнение ваши интеллектуальные возможности или профессиональную компетентность. Человеку свойственно оберегать свое честное имя от посягательств и агрессивно реагировать на тех, кто пытается бросить на него тень.
Однако имейте в виду, что такой «укол» в большинстве случаев – это лишь провокация. Вначале вас выведут из себя, а затем публично повесят ярлык «невыносимого человека», «психа».
Поэтому правило № 2 гласит: сохраняйте душевное равновесие.
Знающий свое дело моббер, скорее всего, будет сознательно стремиться ввергнуть вас в состояние бифуркации.
Понятие «точка бифуркации» возникло в теории катастроф. Согласно данной теории, существует так называемая «точка неустойчивого равновесия», из которой есть два пути: один путь приводит к благополучному исходу, другой – к катастрофе.
Человек, находясь в точке бифуркации, чрезвычайно чувствителен к неблагоприятным внешним воздействиям, в результате чего появляется большой процент вероятности совершения им ошибочных действий.
Вот несколько наиболее распространенных вариантов использования приема «бифуркации»:
— искусственное создание спешки при принятии решений;
— предоставление важной информации в самый последний момент;
— поручение заведомо невыполнимого задания;
— распространение слухов, порочащих моральный облик;
— дискредитация деловой репутации;
— ирония, сарказм, подшучивание;
— публичное выражение недоверия;
— формирование информационного и социального вакуума;
— игнорирование инициативы, идей и предложений.
Одна из наиболее эффективных стратегий поведения в данной ситуации основывается на использовании техник «психологического самбо» (Е. Сидоренко, 2002).
Цель применения техник «психологического самбо» – эмоциональная нейтрализация ситуации, предотвращение нарушения собственной целостности, восстановление душевного равновесия, которое так стремится нарушить «агрессор».
Е. Сидоренко предлагает перед ответом «агрессору», во-первых, выдерживать паузу; во-вторых, правильно подбирать интонацию (спокойную, задумчивую или даже веселую); в-третьих, использовать четкие речевые формулы. Например:
Манипулятор (создавая спешку и нервозность): Надо быстрее принимать решение!
Адресат (пауза, далее – задумчивая интонация): … Да, вы верно заметили, решение надо принимать быстрее.
Манипулятор (разочарованно): Ну что, значит, тебя назначили на должность руководителя учебного центра. А ведь было столько достойных кандидатов… Адресат (пауза, далее – с чувством собственного достоинства): … Да, мне вчера сообщили о назначении.
Манипулятор (с ехидной интонацией): Говорят, шеф не одобрил твой проект?
Адресат (пауза, далее – с ироничной улыбкой): … И что из этого следует?
Дискредитирующим действия манипулятора становится вопрос о целях, задаваемый адресатом в ответ на прозвучавшие колкости: «А с какой целью ты мне об этом говоришь?» При этом даже искушенные мобберы теряются и не находят нужных слов.
Молчание – не всегда золото
Сложнее дело обстоит в том случае, если вы столкнулись с моббингом, который протекает в латентной форме.
Мы уже писали о том, что латентный моббинг по вертикали может проявляться в том, что ваш непосредственный начальник будет поручать вам самую бесперспективную и непрестижную работу, игнорировать вашу инициативу, устраивать важные совещания в ваше отсутствие, умалять результаты вашего труда, всячески препятствовать вашему продвижению. Одним словом, блокировать возможности вашего карьерного роста незаметно для кого угодно, но только не для вас.
В данной ситуации надо действовать в соответствии с правилом № 3. Не молчите.
Молчание играет на руку обидчику, у него возникает ощущение всемогущества и безнаказанности, что еще больше активизирует его действия против вас. Поэтому при первых же симптомах притеснений необходимо ясно дать понять обидчику, что вы не безропотная жертва, вы способны открыто отстаивать свои интересы.
Для начала попробуйте вызвать обидчика на честный откровенный разговор.
Для того чтобы прибегнуть к такой стратегии, надо обладать немалым мужеством: большинство из нас знает, как сложно заставить себя первым подойти к обидчику и предложить обсудить сложившиеся отношения.
Естественно, для такого разговора нужно выбрать подходящее время и место, чтобы свести к минимуму влияние неблагоприятных факторов. Лучше, если он произойдет на нейтральной территории, без свидетелей. К разговору надо серьезно подготовиться, как содержательно, так и в психологическом плане.
Однако, как показывает практика, эффективность данной стратегии напрямую зависит от целей, которые ставит перед собой ваш притеснитель.
Если его целью является устранение вас из организации любыми способами, если он не приемлет никаких компромиссов, то вам остается только один, действительно, эффективный путь – путь противостояния. Хотя большинство выбирает стратегию приспособления или ухода.
Борьба с противником превосходящей вас «весовой категории», только на первый взгляд, сродни самоубийству. Иллюстрацией, проясняющей суть данного утверждения, может послужить известная притча.
«Однажды Учитель нарисовал две линии и обратился к ученику со следующими словами: «Представь себе, что одна из этих линий – это ты, а другая – твой соперник. Что ты сделаешь, чтобы одержать победу?» Ученик, не долго думая, стер линию соперника. Учитель, глядя на это, неодобрительно покачал головой. Тогда ученик, не говоря ни слова, удлинил свою линию, на что Учитель улыбнулся».
Для того чтобы выдержать противостояние с человеком, превосходящим вас по статусу, совсем необязательно прибегать к тем грязным приемам, которые он против вас использует. Упаси Боже, писать на своего притеснителя жалобы или высказывать их в устной форме. Вполне достаточно поднять свой профессиональный уровень до такой планки, чтобы доказать своими успехами всем окружающим предвзятость вашего босса по отношению к вам.
Итак, если вашим притеснителем выступает непосредственный руководитель, докажите всем остальным, и ему в том числе, свою полезность для организации, сделайте заметными результаты своего труда для значимых лиц компании.
Тем самым вы привлечете на свою сторону вышестоящее руководство, а контакт с вышестоящими лицами вполне может выполнить роль страховки на случай усугубления негативных отношений с непосредственным руководителем.
Руководителю организации – о главном
Мало, кто понимает, что моббинг – это не проблема отдельно взятого человека. На самом деле, это серьезная проблема организации, ставящая под угрозу возможность ее выживания.
Организация не сможет развиваться, если отдельные ее менеджеры сознательно тормозят развитие карьеры своих подчиненных, создают невыносимые условия для работы, способствуя тем самым оттоку наиболее талантливых и перспективных сотрудников.
Антон Сергеевич, 42-летний менеджер, общаясь с Кириллом, молодым и перспективным дизайнером, недавно поступившим на работу в возглавляемый им отдел, чувствовал себя уязвленным: такая энергия и творческая жилка были в его новом подчиненном. Поэтому каждый раз, представляя отчет о работе своего отдела во время совещания, Антон Сергеевич «забывал» упомянуть о достижениях своего подопечного. Положительной оценки работы Кирилла так и не получили за все время его пребывания в организации. А это был без малого год. «Грязный» прием сработал – Кирилл уволился, а организация потеряла талантливого дизайнера.
Поэтому руководитель организации – это тот, кто в первую очередь должен быть заинтересован в борьбе с этим явлением. Именно от него зависит, удастся ли привлечь и удержать в организации лучшие кадры или придется против своей воли «подарить» их конкурентам.
Но это уже разговор на другую тему и тема для другой статьи…
Статья опубликована в журнале “Управление персоналом”. 2005. №11. C.49-52.
Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru